Треугольник Карпмана в психологии — роли участников и как выйти из взаимозависимых отношений

Треугольник Карпмана в психологии — роли участников и как выйти из взаимозависимых отношений
Rate this post

Наша жизнь ? череда взаимосвязанных обстановок и взаимодействий. Психологами и психоаналитиками было приложено много усилий, дабы описать поведение неповторимого человека в многофункциональных теориях. Весь из нас неповторим, но психика ? это механизм, тот, что, сталкиваясь с разными жизненными обстановками, работает по определенным схемам. Среди них выделяют так называемый треугольник судьбы ? модель с романтическим наименованием и драматической сутью.

Что такое треугольник Карпмана

В психологию новое представление пришло в 1968 году вследствие доктору медицины Стефану Карпману, ученику Эрика Берна, автора книги «Игры, в которые играют люди». Он был теоретиком и практиком трансакционного обзора, постигал поведенческие факторы, влияющие на взаимодействие индивидов. Ученый описал одну из самых распространенных моделей взаимодействия, отражающую созависимость, прогрессирующую по определенному сценарию. Он и был назван как «драматический треугольник Карпмана». Модель зачастую применяется в психотерапии и проявляется в бытовом, рабочем, повседневном общении.

Суть треугольника

Существует треугольник, всякая вершина – определенная роль, которую занимает человек в той либо другой обстановки: спасатель, жертва, захватчик (изредка ее называют преследователем либо тираном). Роли узко связаны, дополняют друг друга. Участвовать в психологической игре могут двое, трое, четверо и огромнее, но амплуа неизменно три. Еще одна специфика заключается в том, что в различной среде у человека могут быть различные позиции в треугольнике. К примеру, на работе руководитель, борец, а в семье спаситель. Самым деструктивным образом модель проявляет себя при близких либо семейных отношениях.

Суть взаимодействия внутри треугольника ? поиск виноватых и переложение ответственности:

  • Практически неизменно первой возникает жертва, которой отведена псевдодраматическая роль, это постоянно обделенный страдалец.
  • Далее следует комичный факт: жертва выбирает преследователя, захватчика, тот, что ее угнетает. Находит внешнюю мнимую причину мучений, после этого ищет того, кто защитит и поможет – спасателя.
  • Как только герой обнаружен, теория треугольника запускается, жертва начинает манипулировать. Причем преследователь нередко не подозревает о том, что стал участником игры.
  • Такие отношения неизменно деструктивны, в результате все страдают, но никто не разрывает цепь, потому что весь преследует определенную выгоду.

Треугольник Карпмана

Созависимые отношения

Участники общения, обвиняя других в личных задачах, делегируют ответственность за личные действия, получая при этом мощную чувствительную подпитку. Такого рода самореализация рождает созависимые отношения с фиксацией на ином человеке. Это взаимодействие:

  • основано на чувствительной динамике, эгоизме;
  • исключает разумный контекст.

Драматический треугольник, либо треугольник судьбы динамичен, в этом кроется угроза. К всякой роли ведет определенная цель, которую неосознанно преследует зависимый. К примеру, самоутверждение, привлечение внимания, в том числе отрицательного, перекладывание ответственности, реализация неразрешенных внутренних состояний. Роли тасуются на моменте происхождения спасателя, разобраться во взаимосвязях становится труднее.

Пример переходов ролей, изменений, задач и мотивов действий схематично выглядит так:

  • Истинный захватчик обвиняет жертву.
  • Жертва считает виноватым захватчика, получает законную, по ее суждению, вероятность страдать, при этом ищет того, кто поможет.
  • Спасатель, преследуя личную цель, торопится встрять.
  • Жертве становится неудовлетворительно стороннего внимания, стараний.
  • Иссякающее тяготение подмогнуть вкупе с растущим требованием о помощи приводит к замене ролей: жертва становится захватчиком (т.к. требует), прежний спасатель ? новой жертвой.
  • Новый страдалец ищет сторонней помощи – как для себя, так и для ветхой жертвы. Причем спасатели для всякого будут различными.
  • Старая жертва, она же захватчик по отношению к прежнему спасателю, тоже устремляется на искания и обретает нового спасателя.
  • Истинный захватчик нередко не знает о произошедшей смене позиций.
  • Новый спасатель восстает супротив правдивого захватчика, тем самым выводя его в ранг жертвы.

Это один из допустимых вариантов становления событий. Может изменяться последовательность, но суть с мотивами остаются постоянными. Треугольник замкнут, а роли переходят от участника к участнику, причем весь примеряет несколько амплуа единовременно. События по модели могут протекать беспредельно, пока хоть кто-нибудь не выйдет из игры. Весь персонаж, как говорилось ранее, испытывает определенные чувства и эмоции, от которых зависим. Это повод, по которой начинается игра.

Жертва

Данный персонаж характеризуется пассивным поведением, беспомощностью, слабостью, не видит вероятности повлиять на свою задачу. Действия отрешенные, слова и мысли носят такой нрав: я не горазд решить загвоздку, отчего неизменно я, моя обстановка безысходная, со мною низко поступили. Основное желание ? снять с себя ответственность, стабилизировать самооценку. Для оправдания своей несостоятельности нужен захватчик и спасатель. Причем оба по-различному будут обвинены в личных бедах.

Испытывает такие чувства:

  • вину;
  • беспомощность;
  • обиду;
  • безвыходность;
  • ненужность;
  • страх;
  • напряжение;
  • жалость к себе;
  • растерянность;
  • неправильность действий;
  • страдание;
  • необходимость в охране.

Преследователь

Персонаж враждебен, склонен к обвинениям, действует в собственных интересах. Контролер, любимое занятие которого ? поиск недостатков у окружающих, критика. Проявляется через мысли и фразы: все должно протекать по-моему, нужен контроль, за ошибки необходимо наказывать. Тиран получает долю внимания, снимает с себя ответственность, обвиняя других, подходит к решениям с позиции силы, приказов. Нападки на жертву делает для самореализации. В игре ему нужен спасатель, тот, что не даст жертву загубить.

Испытывает такие чувства:

  • агрессию;
  • азарт;
  • убежденность в правильности действий;
  • гнев;
  • раздражение;
  • чувство борьбы за честность;
  • желание совершить расплату;
  • самолюбование;
  • желание главенствовать и подавлять;
  • ощущение власти;
  • нежелание идти на диалог.

Спасатель

Персонаж характеризуется пассивно-враждебным поведением, итог его действий не решает задачу, а лишь вызывает негодование. Считает, что должен подмогнуть, без личного участия обстановка не разрешится. Получает выгоду от того, что решает чужую загвоздку взамен собственной. Жертва нужна для реализации себя, стабилизации самооценки, а захватчик – для предотвращения спасения жертвы.

Спасатель ощущает:

  • жалость;
  • уверенность;
  • превосходство;
  • невозможность отказать;
  • сострадание;
  • ответственность;
  • сопереживание;
  • желание совершить подвиг.

Выход из треугольника Карпмана

Отношения по тезису психологических игр ? замена настоящей близости между людьми, метод собрать негатив, застрять в неразрешенности задач. Все эмоции внутри треугольника ? подмена правдивых чувств и переживаний. Это как поддельные деньги, схожие, но не реальные. К тому же вся роль требует энергии, непрерывной подпитки, но не приносит желаемой самореализации.

Психологически зрелой, свободной от внутренних комплексов фигурой манипулировать трудно. Она не даст втянуть себя в игру либо стремительно оставит, не поддаваясь на провокации. Если загвоздка подмечена, то разрешение ее ведется путем внутренней проработки переживаний, снятия с чувствительных крючков. Раньше каждого фурор выхода из игры зависит от мечты перестать хождение по замкнутому кругу.

Выход из зависимостей начинается с оценки расположения, принятия своего участия, понимания какой из углов был входящим: жертвы, спасателя либо захватчика. Изредка это труднее, чем хотелось бы. Дозволено не подозревать о причастности к игре. Нередко так бывает с захватчиком, тот, что неизменно прав и все делает единственно правильным методом. Остальные персонажи если и поймут свои роли, то свято верят, что ни при чем, их втянули нечаянно, супротив свободы. Основное – помнить, чем дольше находитесь внутри треугольника, тем крепче увязаете в паутине взаимных манипуляций.

Девица и восклицательный знак

Как выйти из роли Жертвы

Являясь ключевым и самым психологически трудным персонажем, может выйти из треугольника, следуя рекомендациям:

  • Начать шаг за шагом принимать ответственность за себя, свою жизнь.
  • Забыть о вероятности перекладывать ответственность и ожидать спасения. Взамен этого искать личные пути, решения, строить планы.
  • Искоренить повадку оправдываться, извиняться за предпринятые действия.
  • Развивать чувство любви к себе, понять, что любая неудача ? это навык.
  • На действия враждебного провокатора реагировать безразлично, спасателю отвечать отказом.

Из роли Спасателя

Психологический треугольник Карпмана останется для героя позади, если следовать простым действиям:

  • Не встревать, если не поступало просьбы подмогнуть, стать созерцателем.
  • Оставить переживания по поводу чужих эмоций, проявлять здоровый скепсис.
  • Прежде чем дать обещание, оценить вероятность выполнения.
  • Предложив поддержка, не рассчитывать на вознаграждение, либо озвучивать свои пожелания.
  • Найти варианты самореализации, внутреннего удовлетворения, которые идут в обход вмешательства в чужую жизнь.
  • Если интуиция подсказывает, что подмога ? это внутреннее предназначение, то реализовать себя там, где это подлинно нужно.

Рекомендации для Преследователя

Для выхода из игры захватчику следует придерживаться следующих правил:

  • Агрессия не должна быть беспочвенна, проверьте данный факт, раньше чем порождать раздор.
  • Осознайте, что вам присущи ошибки так же, как и окружающим.
  • Ищите первопричину в личном поведении, а не в окружении.
  • Осознайте факт, что никто не обязан принимать ваши убеждения, верно также как не обязаны это делать вы.
  • Не примеряйте образ воспитателя, реализуйте себя другим методом.
  • Получите выгоду, мотивируя окружающих, исключив давление.

Примеры из жизни

Ситуации, которые дозволено вписать в драматический треугольник окружают со всех сторон. Появиться неразрешенность может:

  • между родственниками ? супругом, женой, детьми, бабушками и дедушками;
  • на работе ? между руководителем и подчиненным либо с привлечением третьих лиц;
  • при лечении зависимостей ? в процесс вовлекается зависимый, его родные и доктор;
  • в личных связях ? любовный треугольник.

Классический пример ? семейные отношения. Роли распределены предельно легко: жена (жертва) находится под гнетом свекрови (преследователь), буфером между двумя персонажами будет супруг (спасатель). Сын ругается с матерью по поводу нерушимых придирок к муже, чем доводит ее до слез. Жена неожиданно становится на сторону свекрови, сетуя на неуважительное отношение сына к матери. Уязвленный супруг, тот, что из наилучших побуждений помогал жене, переходит к наступательной позиции. Так спасатель становится преследователем, жертва ? спасателем, преследователь ? жертвой.

Пример, когда три роли распределены между двумя персонажами, наглядно описывают отношения пары. Супруг (жертва) глушит задачи и собственную вину за них в стакане. Жена (преследователь) пилит, обвиняет в пьянстве, рассказывая, как тот не прав, но при всяком запое кидается лечить алкоголизм, отпаивать рассолом и помогать, трансформируясь в спасателя. Напившись, супруг может кочевать от жертвы к захватчику, а протрезвев быть спасателем, заглаживая вину за пьяный дебош.

Привлеченными к игре могут быть не только взрослые. Как пример, расположение ребенка внутри семьи. Есть два родителя, один из которых преследователь, выбирает способ кнута при воспитании, иной ? спасатель, последователь балования. Ребенок в этой обстановки стоит на позиции жертвы, которой не по нраву суровые правила. Следственно он сталкивает преследователя со спасателем. Раздор между родителями прогрессирует, а ребенок, решив загвоздку, уходит в тень.

Рабочие отношения ? широкое поле вероятностей для происхождения нездоровых взаимоотношений. Нередко руководитель берет на себя функцию захватчика, подчиненный ? жертвы, работники либо вышестоящее начальство ? спасателей. К примеру, подчиненный отлынивает от работы, весь раз придумывая отговорки. Руководитель же прибегает к запугиванию, пугает лишить премий, сократить зарплату. Роли легко меняются, если подчиненному сложно обнаружить замену. Руководитель будет заискивать перед ним, а подчиненный выдвигать завышенные требования.

Руководителю, дабы не попасть в такую обстановку, стоит грамотно распределить обязанности и ответственность, подписать подробнейший контракт с указанием всех нюансов, апеллировать к нему во время спорных обстановок. Подчиненному наадо воспринимать нападки со стороны руководителя спокойно, умолять разъяснений, точной постановки реальных целей, сроков выполнения.

Отношения в паре чувствительно затратны, требуют огромнее сил, самодисциплины. Обнаружить отдушину на стороне, где дозволено жалиться, легче, проще, чем восполнять пробелы в отношениях. На этом моменте создается любовный треугольник, связь внутри которого ? еще одно наглядное представление модели Карпмана. Для понимания стоит разглядеть пример, где затейщик игры ? жертва.

Жена-преследователь выявляет измену супруга-жертвы, сыплет обвинениями в его сторону. Муж – ее оппозиция, доказывает, что каждому виной нехватка внимания, опеки со стороны жены. Следственно он обнаружил любовницу (спасателя), которой жалится на беды, находит утешение. Любовница, усердствуя спасти мужчину от нападок, предлагает развестись и законно жить совместно. Роли меняются. Супруг не желает уходить от законной жены, тем самым превращаясь в захватчика, любовница трансформируется в жертву, так как не добилась цели, а жена ? становится спасателем и поводом остаться для супруга.

Мужи буянят

Видео

Поделиться статьей
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •